РАДИОЛЮБИТЕЛЬСКАЯ ТЕЛЕМЕХАНИКА

Внешний вид пе­редатчика в корпусе пуль­тового типа


Для радиоуправления моделями автомобилей и кораблей вполне приемлема мощность передатчика 0,15 — 0,5 Вт. Для управления авиамоделями желательно эту мощность выбирать близкой к 1 Вт, так как требуется повышенная надеж­ность канала радиоуправления.

Передатчики для пропорционального управления имеют ряд особенностей. Для управления, как правило, применяют два рычага, которые перемещаются в одной или двух плоскостях. Для электропитания используют батареи герме­тичных никель-кадмиевых аккумуляторов. Корпус такого передатчика чаще всего напоминает пульт управления, подобный изображенному на рис. 10. Пе­редатчик вешают на шею на ремне. Телескопическую штыревую антенну рас­полагают в положение, близкое к вертикальному.

При частотном (тональном) методе разделения команд предпочтителен ре­жим работы передатчика, когда в паузах между командами он излучает коле­бания несущей частоты, которые могут быть модулированы нерабочим тоном. Этот режим позволяет повысить помехоустойчивость системы радиоуправления. В промышленной и самодельной аппаратуре радиоуправления применяют обычно передатчики, частота задающих генераторов которых стабилизирована кварцевыми резонаторами. Бортовая часть системы радиоуправления моделями содержит приемник сигналов, дешифратор команд и комплект рулевых маши­нок или других исполнительных механизмов.

На транзисторах, микросхемах и миниатюрных радиодеталях возможно со­здание малогабаритных и экономичных супергетеродинных радиоприемников. В простой любительской аппаратуре для радиоуправляемых моделей зачастую при­меняют сверхрегенеративные приемники, особенно в аппаратуре дискретного уп­равления. Популярность последних обу­словлена высокой чувствительностью, не­обходимой для уверенного приема сиг­налов управления на небольшую антенну, помехоустойчивостью, необходимой при размещении приемника в непосредствен­ной близости от источников искровых радиопомех, простотой схемы, легко­стью налаживания, малым потреблением электроэнергии, четкостью работы в ус­ловиях изменяющейся напряженности поля сигнала в месте приема.
Такие не­ достатки сверхрегенеративного приемника, как широкая полоса пропускания, большой уровень шумов и нелинейные искажения, не играют большой роли при приеме команд управления моделями. Широкая полоса приемника cнижaeт требования к стабильности частоты передат­чика, что позволяет обойтись без Кварцевой стабилизации частоты задающего ге-нерятора передатчика.

Применяя высокочастотные транзисторы, можно построить сверхрегенера-тивные приемники, надежно работающие в диапазоне частот от 20 до 250 МГц. Все это, однако, не ставит под сомнение целесообразность применения прием­ников супергетеродинного типа, поскольку они имеют ряд преимуществ перед сверхрегенеративными. Нужно только иметь в виду, что для целей телеуправ­ления супергетеродинный приемник Должен обязательно иметь гетеродин с квар­цевой стабилизацией частоты.

Выделяют (дешифруют) команды в приемном устройстве аппаратуры, рабо­тающей разовыми командами, чаще всего частотно-избирательными электронны­ми реле с низкочастотными резонансными контурами. Системы с резонансными реле ненадежны, и в последнее время их применяют крайне редко.

В многоканальной аппаратуре пропорционального управления в основном используют кварцованные супергетеродинные приемники. Ширина полосы частот усилителя ПЧ от 6,5 до 7 кГц. Промежуточная частота может быть в пределах 455 — 468 кГц. Частоту тетеродина в диапазоне 27 МГц выбирают ниже часто­ты передатчика из-за того, что этот диапазон близок к радиолюбительскому ди­апазону 28 МГц, и если частота гетеродина выше частоты передатчика, то появ­ляется вероятность приема по зеркальному каналу мощных радиолюбительских станций.

Для ослабления приема зеркальных частот применяют также полосовые фильтры на входе приемника. Важно, чтобы автоматическая регулировка yci-ления (АРУ) работала эффективно, так как в процессе управления моделью расстояние между передатчиком и приемником может изменяться в сотни раз, в результате чего колебания напряженности поля в месте приема будут значи­тельными.



Общая особенность шифраторов и дешифраторов радиолиний с временным разделением каналов — электронная коммутация каналов. Электронный блок ру­левой машинки преобразует длительность поступающего с дешифратора каналь­ного импульса в механическое перемещение рычага рулевой машинки. В про­мышленной аппаратуре электронный блок обычно располагают в одном корпу­се с рулевой машинкой, в радиолюбительской — чаще всего на платах совмест-но с дешифратором, связанным с рулевой машинкой жгутом проводников с ми­ниатюрным разъемом.

2. УСТРОЙСТВО РАДИОУПРАВЛЯЕМЫХ МОДЕЛЕЙ

Для получения разрешения на участие в соревновании размеры, мас­са и устройство модели должны соответствовать определенным конструктивным требованиям. При изготовлении модели, не предназначенной для соревнований, руководствуются только ее целевым назначением.

Из большого разнообразия авиамоделей наиболее сложны и поэтому дол­жны быть изготовлены с максимальной тщательностью авиамодели, предназна­ченные для выполнения фигур высшего пилотажа. Здесь очень многое зависит от мастерства авиамоделиста, управляющего моделью. Большим искусством уп­равления должны обладать автомоделисты и судомоделисты. В качестве при­мера на рис. 11 показана одна из четырех трасс для автомоделей, управляемых по радио. Длина трассы — 100 м. Правилами соревнований предусмотрено, что в случае выезда автомодели с трассы или даже наезда одним колесом на край трассы моделист обязан возвратить модель командами по радио на место на­рушения и затем продолжить движение по трассе, а это потеря драгоценного времени. Побеждает тот, чья модель пройдет трассу за наименьшее время.




Содержание раздела