Приставки к радиоприемным устройствам

Схема экономичного ограничителя разряда акку­мулятора


Конструктивно описанный ограничитель разряда был выполнен автором в виде объемного модуля размером 18X25X18 мм на базе двух печатных плат. Верхняя и нижняя печатные платы модуля изготовлены из стек­лотекстолита. Между платами расположены электрора­диоэлементы. Такая конструкция была разработана с целью размещения ограничителя в карманном приемнике Естественно, что для дру­гих типов приемников кон­струкция устройства может быть другой.

Налаживание ус-тройства по рис. 60 сводит­ся к подбору стабилитрона, обеспечивающего отключе­ние приемника при задан­ном минимальном напряже­нии аккумулятора, а также к уточнению сопротивления резистора R1, обеспечиваю­щего надежное срабатывание триггера.

На рис. 61 приведена еще одна схема ограничителя разрядки аккумулятора 7Д-0.1, предложенная радиолю­бителем В. Обоевым. Этот ограничитель по сравнению с предыдущими отличается малым собственным потреб­лением энергии — 7 мВт при токе нагрузки 20~мА. Огра­ничитель отключает нагрузку от аккумулятора автома­тически при снижении выходного напряжения ниже 7 В, максимальный ток нагрузки 100 мА.

Работает ограничитель следующим образом. При входном напряжении более 7 В через стабилитрон Д1 и резисторы R1, R2 протекает ток. Падением напряжения на резисторе R2 открывается транзистор Т2. При этом коллекторный ток транзистора Т2, ограниченный резис­тором R3, протекает через эмиттерно-базовый переход транзистора Т1, и последний открывается. Через тран­зистор ТЗ проходит весь ток нагрузки аккумулятора.

Когда напряжение аккумулятора уменьшается до значения Uст + 1 В, где Uct — напряжение стабилизации стабилитрона Д1, транзистор Т2, а следовательно, и 77, закроется, и нагрузка аккумулятора окажется отклю­ченной.

Конденсатор С1 предотвращает отключение нагруз­ки при кратковременных бросках тока нагрузки, когда напряжение аккумулятора может оказаться ниже ука­занного значения. Резистор R1 ограничивает ток через стабилитрон Д1.


Напряжение отключения нагрузки от аккумулятора можно регулировать подбором сопротивления резистора R2.

ЦВЕТОМУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРИСТАВКИ (ЦМП)

За последние годы как в нашей стране, так и за ру­бежом разработаны различные цветомузыкальные уста­новки, создающие разноцветные световые эффекты в со­ответствии с характером воспроизводимой музыкальной программы. Сопровождение музыкальных произведений световыми эффектами, основанное на тесной связи слу­ховых и зрительных ощущений, способствует лучшему восприятию музыки.

Эстетические и психологические основы светомузыки и принципы конструирования современных светомузы­кальных устройств изложены в [6]. В этой главе рассмо­трены простые схемы и отдельные конструкции приста­вок светомузыки к радиоприемным устройствам, авто­матически преобразующие музыкальные звуки в цветовые сочетания. Подобные приставки- (хотя и схожесть их с современными светомузыкальными системами и весь­ма отдаленна) получили широкое распространение сре­ди радиолюбителей под названием цветомузыкальных приставок.

Принцип действия цветомузыкальных приставок ос­нован на частотном разделении спектра звукового сиг­нала и передаче по отдельным каналам низших, сред­них и верхних частот. Каждый из каналов устройства управляет своим источником света, яркость которого определяется амплитудой звуковых колебаний. Разде­ление частотного спектра звукового сигнала осуществ­ляется с помощью LC- или RС-фильтров, причем первые обладают лучшими характеристиками, так как практи­чески не поглащают полезную звуковую мощность и обес­печивают более крутые спады граничных частот и луч­шее затухание вне зоны прозрачности. Цвета ламп — источников света, включенных на выходе каждого из ка­налов устройства, обычно выбирают такими: красный — для воспроизведения низших частот (до 200 Гц), зеленый или желтый — для канала средних частот (200 — 1000 Гц) и сине-голубой — для верхних частот (от 1000 Гц и выше). Каких-либо правил в выборе полосы пропускания фильтров или цвета свечения ламп для каждого канала не существует.


Каждый радиолюбитель может применять цвета, исходя из особенностей своего цветового восприятия, и по своему усмотрению менять ширину полосы частот, число каналов. В частности, не­редко встречаются приставки с четырехканальным раз­делением спектра музыкальной программы, причем час­тоты более 4 — 5 кГц воспроизводятся фиолетовым цве­том.

По структуре цветомузыкальные приставки обычно содержат усилители низкой частоты, низкочастотные фильтры, разделяющие по частотам воспроизводимую музыкальную программу, а также устройства, модули­рующие яркость свечения осветительных приборов. Все эти элементы конструктивно оформляются в виде закон­ченного узла — электронного блока.

Конечным результатом работы цветомузыкальной приставки является получение с помощью осветительных приборов цветовой гаммы на специальном экране. Поэто­му экран, вместе с осветительными приборами, является неотъемлемой частью приставки.

Ниже рассмотрены практические схемы приставок. При этом в тексте не всегда приводятся данные об устрой­стве экрана, который может применяться с различными электронными блоками. Различные варианты конструк­тивного выполнения экранов рассматриваются ниже, в отдельном разделе.


Содержание раздела